Вы здесь

Журналист, правовед
24 сентября 2018 - 11:43 Просмотров: 1560

Как профессор СГЮА выступила с плагиатом перед омбудсменом

Речь ученого отличается, конечно, от выступления политика, и, тем более, правозащитника. Ученый, как известно, более скрупулезно относится к анализу собранных им фактов и делает свои выводы исключительно на их основе. Разумеется, если это настоящий ученый.

Не знаю, почему так получилось, но на недавней научно-практической конференции «Права человека - индикатор современного развития государства» в Саратове, которая была организована региональным уполномоченным по правам человека Татьяной Журик и федеральным омбудсменом Татьяной Москальковой, классическую науку представлял только один человек - заведующая кафедрой конституционного права, доктор юридических наук, профессор Мария Липчанская.

Среди выступающих из числа практиков, конечно, были люди с научными степенями. Например, сама Татьяна Москалькова - дважды доктор наук (юридических и философских). Или депутат Госдумы от Саратовской области Татьяна Касаева - кандидат юридических наук, (до избрания в нижнюю палату парламента была деканом факультета экономической безопасности и таможенного дела ССЭИ - филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова). И этот список можно продолжить.

Свое выступление на научно-практической конференции омбудсменов Мария Липчанская назвала «Права человека и гражданина: конституционные идеалы и реализация в условиях современных вызовов общественному миропорядку».

Сначала оно мне показалось интересным. Впрочем, несколько заезженным, и потому сомнительным, выглядело умозаключение автора по поводу ангажированности международных правозащитных институтов, а также мнение о причинах появления так называемых цветных революций, организованных с помощью западных грантов. А ссылка на решение Африканского союза относительно выхода из-под юрисдикции Международного уголовного суда, который, по его мнению, «стал политическим инструментом, санкционирующим вмешательство в суверенную политику африканских государств», просто была ударом по западной демократии. Далее, по словам докладчицы, «эта же тенденция стала характерной для европейских структур (Евросоюза, Парламентской ассамблеи Совета Европы, Европейского суда по правам человека и др.). Она считает, что в последнее время решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) «стали неприкрыто ангажированными, необъективными и провокационно политизированными».

Думаю, во время произношения этих слов представитель Совета Европы, который также присутствовал на мероприятии, просто не знал куда себя деть.

Мне лично показалось, что на трибуне не действующий профессор и экс-депутат Саратовской облдумы от партии «Единая Россия» Липчанская, а действующий политик, который своей антизападной риторикой старается понравиться своим коллегам-единомышленникам. Особенно после того, как она назвала своевременным внесение президентом РФ на рассмотрение депутатов законопроект «О ратификации Протокола № 15, вносящего изменения в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод», в котором содержится указание на субсидиарную роль ЕСПЧ по отношению к национальным правовым системам.

Вечером, перелистывая свои записи, я решил проверить содержание упомянутого профессором Липчанской документа «О ратификации протокола №15…», который, помнится, был принят год назад, а у профессора почему-то он был назван законопроектом. Запросил и получил ответ. Интернет выдал массу не запрошенных документов, в том числе статью «Права человека в контексте политико-правовой турбулентности», опубликованную во втором номере за 2017 год журнала «Известия Байкальского государственного университета» (входит в список ВАК).

Этот 12-страничный журнальный текст мне показался практически «родным». Он точь-в-точь повторял все научные и околонаучные тезисы профессора кафедры конституционного права СГЮА Марии Липчанской, которые она озвучивала с трибуны конференции российских омбудсменов. Только вот текст из интернета был опубликован на год раньше, а его авторами были указаны совершенно другие ученые из совершенно других вузов - доктор юридических наук В.В. Чуксина (Байкальский государственный университет) и доктор философских наук О.В. Бондаренко (Иркутский государственный аграрный университет им. А.А. Ежевского).

Липчанская сократила первоисточник, чтобы вписаться в регламент выступления, изменив только одно слово – «турбулентность» - в конце теста. Единственное, что автор добавила «от себя», так это цитату из выступления генерального секретаря Совета Европы Турбьерна Ягланда о том, что «у России в Европе ключевая роль, и наша обязанность в том, чтобы вести прямой диалог по темам, которые затрагивают нас всех».

Самое интересное, текст своего выступления Мария Липчанская зачем-то передала помощникам Татьяны Москальковой для публикации, и на следующий день плагиат саратовского ученого оказался на сайте федерального омбудсмена. Желание иметь еще одну публикацию в личном списке оказалось сильнее, чем соблюдение этических норм преподавателя вуза столь высокого уровня, где работали и работают многие замечательные доценты и профессора, в том числе профессор Олег Миронов, который с 1998 по 2003 год занимал должность уполномоченного по правам человека в РФ. По иронии судьбы, он был профессором той же кафедры, которой сейчас руководит Мария Липчанская.

Вот такое недоразумение. Надеюсь, что ее докторская диссертация на тему: «Участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства: конституционно-правовое исследование», защищенная ею в 2012 году, является более оригинальной.

Получается, что моя критика по содержанию текста адресована его настоящим авторам, мнение которых, по всей вероятности, она разделяет. Хочу выделить только одну маленькую деталь. Как правило, все эти ненавистники западной демократии при случае не отказываются пользоваться западными благами. В частности, если верить официальной биографии Марии Липчанской, она в 2005 году при поддержке программы ТАСИС (программа Европейского союза по содействию ускорению процесса экономических реформ в СНГ) принимала участие в зарубежной стажировке российских специалистов в Германии, Бельгии, Франции в рамках проекта «Модернизация местных администраций».

Статьи